Источник: Знамя юности
Знамя юности

От обрядов до рушников. Как в Ветковском районе хранят культурный код отселенных деревень

Деревни в яблоневом цвету

Бартоломеевка, Косицкая, Беседь. Это самые известные из 59 деревень Ветковского района, которые исчезли с карты региона после чернобыльской катастрофы. Свыше 20 тысяч жителей тогда покинули родные места. За 38 лет территория покрылась лесом, следов от поселений, некогда наполненных жизнью, практически не осталось. Но благодаря проекту Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова «Голоса ушедших деревень» культурный код памяти сохраняется в свидетельствах, артефактах и… яблоневых садах.

После аварии Ветковский район утратил 59 деревень

Главный хранитель музея Светлана Леонтьева вспоминает:

– В 1979 году вмес­те с Галиной Нечаевой мы пришли в музей в качестве научных сот­рудников под начало его основателя Федора Григорьевича Шкляро­ва. До открытия музея для посетителей, 1 ноя­бря 1987 го­да, такой вот небольшой командой езди­ли в экспедиции по деревням, собирали экспонаты, записывали воспоминания, участвовали в ремонте здания – дома купца Тимофея Грошикова, столярных работах, создании экспозиций. И вдруг авария на Чернобыльской атомной электростанции! Люди стали уезжать. А у нас даже мысли не возника­ло бросить начатое. Мой старший брат Иван тогда специально приехал из Казахстана, чтобы меня забрать. Но вместо этого… остался. То, что увидел в Ветке, его ошеломило: в ма­леньком город­ке на глазах создавалось что-то грандиоз­ное, настоящее. Решил работать вместе с нами. Для нас это мест­о стало домом, где хоте­лось находиться, жить, создавать, несмотря ни на что. 

После аварии ветковс­кие музейщики продолжи­ли свое дело – изучали, искали, накапливали. Места здесь уникальные. Есть и известные археологически­е памятники, начиная с мезолита. Некоторые из них, например Стрелица, помнят раскопки 1960-х, которые открыли миру артефакт­ы бронзового века – свиде­тельства культуры индо­европейцев, осваивавши­х эти земли в ІІІ тысячеле­тии до н. э. Местные реки – пути и места расселени­я древних славян. Есть и памятники погибшим в годы Великой Отечест­венной. Собирали историю каждо­го населенного пункта по крупицам: рукописные и печатные книги, иконы, рушники, народную одежду, домовую резьбу, обряды, мифы, «спев­ы», утва­рь, фотографии, вос­поминания.

Память об исчезнувших поселениях – в артефактах и документах

В 2005 году все собранное объединили в проект «Голоса ушедших деревень». Светлана Леонтьева ведет нас к экспозициям:

– Мы решили создать банк данных по культуре и традициям отселенных деревень Ветковского района, в который вошли имевшиеся записи, памятники, исторические данные и сведения от переселенцев, экспедиционные материалы всех лет – фоно- и видеозаписи, фотографии. Всего было собрано более 320 экспонатов, 500 фольклорных текстов. Первым этапом проекта стало издание в 2008 году одноименной книги «Голоса ушедших деревень», в которой, по сути, и увековечили культурный код поселков и сел, утраченных после аварии. 

Главы книги рассказыва­ют о книжной культуре, ико­но­писи старообрядчески­х слобод и белорусских деревень (Борьбы, Новоивановки, Попсуевки, Косицкой, Бартоломеевки, Ухова, Речек). В ней представлены традиции ткачества Гаристов, Быковца, Воробьевки, Купреевки, Петуховки, Подкаменья. Есть и свидетельства нематериаль­ного наследия «ушедших» деревень – тексты обрядов, песен, заговоров, примет. Книгу украсили более 300 цветных иллюст­раций, в том числе фотографий местных жителей.


За эти годы проект получил продолжение в экспедиционной работе и архивных поисках, научных конференциях, многочисленных выставках, посвященных отселенным деревням и отдельно взятым раритетам. И это уже с участием нового поколения ветковских музейщиков. Младший научный сотрудник Николай Асмоловский не сомневается, что пространство для открытий и накоплений огромно:

– В народном обряде «Свеча» к центральной свече долепливают воск. Так и мы можем добавлять к тому, что уже создано в музее. Например, через исследования, выста­вочные проекты. Если до сих пор мы рассказывали о таких крупных отселенных деревнях, как Бартоломеевка, Косицкая, Беседь, по которым было накоплено много материалов, то теперь хочется представить маленькие села, где на момент аварии проживало 30–40 человек. Однако материалов сохранилось немного, потребуются более глубокие исследования. 

К идее сохранять культурный код Ветка притягивает по-разному. Минчанка Александра Мамичева приехала сюда на практику после окончания Университета Национальной академии наук по специальности «искусствоведение»:

– Стремилась именно в Ветковский музей. Когда познакомилась с его истори­ей, исследовательскими ра­бота­ми, поняла, что хочу работать здесь. Тем боле­е с гомельской землей свя-зан­а история моей семьи, ко­то­рая после аварии вынуждена была покинуть родные места.

Смотритель музея Анна Чумакова знакомит с книгой «Голоса ушедших деревень»

Недавно проект «Голоса ушедших деревень» воплотился в... яблоневых садах. Три года назад в хорошем деле объединились музейные работники и учащиеся Гомельского государственного педагогического колледжа имени Льва Выготского, высадив первые фруктовые деревья на Красной площади Ветки в память об отселенных деревнях. Год от года ее поддерживают новые участники. И эта ветковская традиция – сохранять на века – теперь набирает силу еще и в яблоневом цвету.

СПРАВКА «ЗН»

После аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года в Беларуси было отселено 450 деревень.

За время проекта собрано более 320 экспонатов

КСТАТИ

Один из уникальных экспонатов – рукописное Евангелие первой половины XVI века – попал в экспозицию музея в 2006 году. Пожилой житель Гомеля (родом из деревни Косицкой) принес издание в Гомельский дворцово-парковый ансамбль. Рассказал, что книгу ему завещала родственница в 1965 году. Она же ее хранила с того момента, как в деревне в 1935 году закрыли храм и церковные книги подлежали уничтожению. Когда пенсионеру показали Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций, он попросил передать Евангелие именно сюда: «Здесь оно будет дома и сможет рассказать о своей земле гораздо больше».

draluk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter